Система SRS – одна из сложных компьютеризированных систем автомобиля. Она состоит из блока управления AIRBAG, иногда нескольких, а также множества других компонентов, помимо самих модулей Airbag (подушек безопасности).
На рисунке показаны возможные компоненты системы:
- DAB – Driver Airbag (модуль подушки безопасности водителя в рулевой колонке)
- PAB – Passenger Airbag (модуль подушки безопасности пассажира в торпедо)
- CAB – Curtain Airbag (шторка)
- BPT – Belt Pretensioner (модуль преднатяжителя ремня безопасности)
- BS – Buckle Switch (замок/пряжка ремня безопасности)
- STS – Seat Track Sensor (датчик положения сиденья)
- SIS – Side Imact Sensor (датчик бокового удара)
- FIS – Front Impact Sensor (датчик переднего удара)
- ACU – Airbag Control Unit (блок управления Airbag)
Помимо этих компонентов могут также встречаться и такие как: задние шторки, задние датчики удара, датчик неровной дороги и т.п.
Устройство рулевой подушки безопасности водителя:
Подключение рулевой подушки осуществляется посредством специального подрулевого контактного кольца (Clock Spring).
Сама рулевая подушка содержит один или два пиропатрона, в зависимости от комплектации:
Пассажирская подушка безопасности подсоединяется посредством промежуточного разъёма. Она также может иметь один или два пиропатрона:
Пиротехническое устройство подушки показано на рис. ниже:
Устройство преднатяжителя ремня безопасности
Предтнатяжители ремней безопасности могут находиться на катушке ремня безопасности, в основании (креплении) ремня безопасности к кузову или креслу автомобиля, а также на замках (карабинах) ремней безопасности, в которые ремень защёлкивается. Также частью системы может быть защёлка ремня безопасности, индицирующая пристёгнут или не пристёгнут человек. Последнее может играть роль при принятии решения о запуске пиропатрона ремня в момент удара.
Ниже, на рисунке, показан принцип работы преднатяжителя ремня, находящегося в ленточном приводе ремня.
Датчики удара
Передний датчик удара располагается на передней арматуре автомобиля, как правило, в районе решётки радиатора.
Датчик удара является устройством, регистрирующем перегрузки, которым подвергается корпус автомобиля. Определённая сила перегрузок играет роль при принятии решения о срабатывании подушек безопасности. Также имеет значение на какой именно датчик приходится усилие.
Датчик бывает также вмонтирован в блок для контроля.
Помимо фронтального датчика (или двух), автомобиль может быть укомплектован боковыми и задними датчиками удара. Боковые датчики, как правило, принимают решение о срабатывании шторок автомобиля или боковых подушек, расположенных в сиденье водителя и переднего пассажира.
Замок ремня безопасности
Замки ремней безопасности могут быть устроены различным образом. В данном случае мы рассмотрим схему замков, которая может тестироваться системой SRS и проверять целостность переключателя замка, вне зависимости от того, включён он или выключен (вставлен ремень или нет).
Датчик положения сиденья
Датчик определяет в каком положении находится сиденье пассажира или водителя.
Блок управления AIRBAG
Блок управления AIRBAG по стандарту располагается в центральной консоли. В ряде машин этот стандарт нарушается. Так, например, в автомобиле HUMMER-2 блок располагается под водительским сиденьем.
В задачи блока SRS входят:
- определение состояния удара, снятие и запись1 параметров удара;
- активация подушек безопасности;
- тестирование работоспособности и мониторинг системы пассивной безопасности;
- индикация готовности системы, а также неисправностей, используя индикаторы AIRBAG (как правило расположены на панели приборов);
- необходимый обмен информацией с диагностическим оборудованием.
1) Так называемая “CRASH DATA”. Содержит информацию о состоянии автомобиля в момент удара: данные о положении педали газа, ключа замка зажигания, скорости движения автомобиля, состоянии педали тормоза и прочей информации. Блок SRS здесь выступает своего рода “чёрным ящиком” транспортного средства.